Помните рассказ В. Драгунского «Профессор кислых щей!? Отец назвал так своего сына Дениску, но мама поспешила успокоить мальчика, заявив, что «профессор кислых щей» вовсе не обидное прозвище, а наоборот, папа хотел его похвалить. В результате ничего не подозревающий ребенок ободрил той же «похвалой» солидного дяденьку, отрекомендовавшегося профессором.
Рассказ, конечно, юмористический, но в шутке Драгунского содержится немалая доля правды. Наверное, нет такого родителя, который хоть однажды не попал бы в сходную ситуацию. И не с четырехлетними детьми, что не понимают «взрослых» разговоров, а с чадами более солидного возраста.
Какие же разговоры стоит вести при детях, а от каких лучше воздержаться? Тема эта очень обширна, и однозначный ответ тут дать, разумеется, невозможно, а потому рассмотрим лишь несколько наиболее распространенных ситуаций.
Не обсуждайте своих знакомых при ребенке.
Обращали ли вы внимание на то, как много места в наших разговорах занимает тема взаимоотношений? Поступки и высказывания людей порой вызывают у нас бурю эмоций. С кем-то мы соглашаемся, с кем-то спорим, над кем-то подтруниваем…. Слушая беседы взрослых , дети незаметно усваивают наши взгляды и принципы, нашу систему ценностей. Лобовые нравоучения действуют не всегда и не на всех, зато яркие, выпуклые примеры прочно запечатлеваются в детской памяти. В силу своих возрастных особенностей дети гораздо лучше усваивают информацию, когда она, во-первых, конкретна, а во-вторых, эмоционально окрашена.
Но, конечно, подобные разговоры не должны превращаться в «школу злословия». Определить грань, за которую заходить не следует, можно например, таким образом: представьте себе, что речь идет о вас самих. И если вы почувствовали обиду, значит лучше воздержаться от дальнейшего излияния чувств и ощущений и свернуть тему.
Если же вы увлекшись, все-таки продолжаете при ребенке перемывать косточки знакомым, то хотя бы сделайте вид, будто речь идет о людях, которых он никогда не видел.
Поговорим об учителях?
Когда-то большинство родителей считали, что недопустимо критиковать учителей в присутствии ребенка. Сейчас же частенько бывает наоборот. Часто от детей слышишь высказывания, которые явно не являются их собственными и, кроме того, ребенок при этом ссылается на своих родителей. А если задаться вопросом: а чего мы этим достигнем? И учесть, что, дискредитируя школу мы лишаемся важнейших рычагов воздействия на детей. Ведь процесс обучения во многом основывается именно на авторитете учителя. У большинства школьников интерес к предметам и, соответственно усердие в их изучении появляются не сами по себе, а под влиянием хороших педагогов, которых дети уважают и слушаются. Если же учителя ни в грош не ставить, то дисциплина постепенно станет исчезать, а вслед за ней, естественно, сходят на нет и знания.
Кроме того, лишая ребенка уважения к взрослым, работающим в школе, мы своими руками подталкиваем его к поиску авторитета на стороне. И это в наше-то время, когда так расширились сети всевозможных «друзей» молодежи. Совсем же отказаться от поисков авторитетов на стороне дети подросткового возраста уже не могут, поскольку чем старше они становятся, тем больше их развитие определяется влиянием среды.
«Но как же быть, - спросите вы, - если учительница действительно придирается к ребенку? Неужели и это нельзя обсуждать?»
Обсуждать ситуацию, конечно, нужно, ведь ребенка она тревожит. Однако, обсуждение должно быть конструктивным! Ваша задача поддерживать сына или дочь, а не подогревать недовольство школой. Пообещайте, что вы поможете наладить отношения с педагогом, а сами постарайтесь понять, какие особенности поведения ребенка вызывают его недовольство. Ведь нарекания педагога тоже не строятся на пустом месте. Поняв причину, приложите максимум усилий к тому, чтобы сгладить острые углы и наладить контакт с учителем.