«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д. Дидро
Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Навыки чтения- это основа учения. Без них нельзя усвоить ни «физики ни лирики». Ученик, плохо читающий, будет всегда отставать от класса в освоении учебных предметов - это кандидат в неуспевающие. А отсюда и психологические проблемы, потому что чтение не только учит, но и воспитывает.
Чтение- это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Чтение активизирует работу мозга, является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения ( от начальной школы до высшей).
Основными причинами медленного чтения являются :
- неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;
-плохое развитие артикуляционного аппарата;
-
- регрессии при чтении ( возврат к уже прочитанному слову) – результат неправильного начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя : «Понял или нет»;
-низкий уровень концентрации внимания и памяти ( пока дочитает до конца предложения – не помнит начало);
- малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение , угол зрения –не видит всё слово , а только слоги или буквы);
- отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно;
-привычка узнавать слова только после прочтения вслух;
- плохая наследственность ( если во время беременности мать курит и т.д.);
- темперамент ребёнка ( холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);
- скудный словарный запас;
- плохо организованное домашнее чтение ( пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение );
- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели ;
- уменьшение объёма письменных работ, особенно списывание текстов, печатание в первом классе, письмо по памяти т.д.;
- синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности ( ребёнок неусидчив, легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём-то, начинает новое дело, не закончив старое, постоянно совершает какие-то действия , поёживается, не может ждать своей очереди .
Если работает в группе, часто перебивает, не дослушивает до конца. Во время игр всегда шумит, много говорит, речь его импульсивна. Легко втягивается в физически опасные действия, склонен к бездумному риску, регулярно теряет вещи, которые нужны для учёбы.
Чем медленнее ребёнок читает, тем медленнее работает головной мозг. Учёный – педагог Н.А. Зайцев считает, что чтение в темпе 120-150 слов в минуту помогает лучше понять и запомнить прочитанное. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту учатся на «5» , 120 слов - на «4», а те, кто читает медленнее будут учиться посредственно, т.к. с каждым классом увеличивается объём литературы, который надо прочитать. При работе с плохо читающими учениками нужно обратить внимание на решение промежуточных задач: увеличения объёма слуховых и зрительных восприятий, угла зрения, выработки навыка антиципации, формирования устойчивости внимания предупреждения регрессий при чтении, пополнение словарного запаса.
Способы и приёмы обучения быстрому чтению.
1. Правильное начальное обучение чтению, не по буквам, а слогами и словами ( можно использовать кубики Н.А. Зайцева, делая правильный звуко-буквенный анализ читаемых слов).
2. Чтение слоговых блоков с постепенным наращиванием количества букв, чтение «абракадабры», игра в «чепуху», когда из карточек – слогов составляются смешные слова.
3. Развитие артикуляционного аппарата .
Работа со скороговорками и чистоговорками. Скороговорки помогают исправить многие дефекты речи, если эта работа проводится в системе. Ученые доказали, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. ( Вспомним , как бабушки учили маленьких внуков , водя по ладошечке «Сорока – ворона кашу варила…», не подозревая, что таким образом происходит взаимодействие первой и второй сигнальных систем, развиваюсят речевые центры мозга малыша).
Скороговорки можно проговаривать под отстукивание ритма ладошами, сжиманием и разжиманием пальцев в кулак, играя в «ладушки» , в паре, перебирая пальчики под убыстряющееся проговаривание скороговорки, бросая мячи, постукивая карандашом,
в темпе « японской машинки»: хлопок в ладоши, затем хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки, а затем левой руки.
4. Развитие дыхания. Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. ( сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи , фырканье, проговаривание детских песенок и потешек и т. д. )
5. Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.
6. Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов и конспектирование учебников.
Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.
7. На уроках чтения используется множество приёмов и способов чтения:
-многократное чтение парами в темпе скороговорки с постукиванием карандашом трёх строк из учебника с переходом в дальнейшем к чтению пяти-десяти строк незнакомого текста;
-способ «начало-конец», когда ученик перебрасывает карандаш с первого слова на последнее в строке, стараясь прочитать всё.
- чтение по– разному (строго, радостно, с досадой и т. д.) « Карлики – великаны»
- чтение под стук карандашом;
- чтение «буксиром» - сильный читает, слабый за ним, отставая на несколько слов
- чтение на одном дыхании;
- чтение с убыстрением;
- чтение «волной» - начинаем читать хором, затем замолкаем, по сигналу учителя читаем снова хором;
- « Догони меня» - читает учитель или быстро читающий ученик, начиная с любого места в тексте, ученики хором догоняют его;
- чтение с вызовом – ученик читает, а потом вызывает следующего ученика;
- чтение с линейкой – линейка кладётся вертикально ( т.е. часть слова закрыта) надо прочитать, догадываясь какое окончание у следующего слова;
- чтение скачком – карандаш поставить на первое слово в предложении и быстро перевести на последнее, стараясь успеть пробежать по тексту глазами;
- чтение с отрывом взгляда от текста;
- чтение – скольжение по тексту - за 10 секунд пробежать глазами по тексту и сказать о чём текст или какие слова запомнились ;
- работа в парах: один ученик водит плавно карандашом по строчкам, а другой читает, стараясь не отстать от карандаша ; - один читает, а другой отмечает (ловит) ошибки;
чтение за «диктором» - отстаёт только на 1 или 2 слов ( как договорились);
- многократное чтение с убыстрением;
- «финиш»- учитель называет слово, до которого надо дочитать - кто быстрее финиширует;
- вставь пропущенные окончания или целые слова;
- « жужжащее « чтение;
- троекратное чтение : чтение только глазами, плотно сжав губы и зубы, чтение вполголоса, чтение хором;
- стимулирующие замеры чтения: один и тот же текст читается 15 секунд , считается количество прочитанных слов, записывается в тетрадь или специальный лист чтения, затем читается второй раз и третий, ученик видит, как увеличивается количество слов после каждого прочтения;
- чтение в течение двух минут ( у учителя текст с посчитанными словами), ученик говорит на каком слове он остановился, а учитель делит количество слов на два и называет результат
- чтение про себя. И.Т. Федоренко обращает внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.
Проводятся так же пятнадцатиминутные замеры чтения вслух и про себя , а затем результаты сравниваются .Сопоставление новых и старых результатов имеет очень важное стимулирующее значение для пробуждения интереса к обучению.
8. Выборочное чтение- это и приём обучения чтению и средство обучения пониманию текста. Текст перечитывается неоднократно и каждый раз с новым заданием: -
- чтение по цепочке, по одному предложению, абзацу и т. д.;
- нахождение главной мысли;
- подписи к иллюстрации;
- найти что правда, а что вымысел;
- нахождение крылатых слов и выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок;
- слов, словосочетаний и предложений, нужных для написания сочинения;
- словарная работа со словарем (скольжение и сканирование);
- нахождение ключевых и опорных слов;
- работа с синонимами и антонимами;
- деление текста на части , составление плана, подготовка к сжатому пересказу;
- чтение – ответы на вопросы;
- составление цитатного плана;
- составление сценария или подписей к комиксам ;
- прочитать самое красивое, самое смешное или самое страшное место в тексте;
- чтение по ролям; и т.д.
9. Создание ситуации успеха в чтении всем обучающимся.
В.А. Сухомлинский писал, что курс чтения в начальной школе должен играть исключительную роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Сегодня же львиную долю информации дети получают в готовом виде с экранов телевизора, а компьютерные игры заменяют литературных героев. Когда чтение становится быстрым и не вызывает трудности в прочитывании даже очень сложных и длинных слов, появляется и интерес к новым книгам, повышается успеваемость по русскому языку и математике.
Очень важна помощь родителей при обучении детей чтению, особенно в первом классе. Надо убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку. А для этого надо стараться дома создать ситуацию интереса к чтению ребёнка, считать это очень важным в жизни семьи, внимательно и терпеливо слушать его чтение и пересказ, быть очень сдержанными, снисходительными, доброжелательными, самим показывать пример чтения, интереса к книге.