"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Партизанка ауылының жалпы орта білім  беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение " Общеобразовательная школа села Партизанка отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области" 

Әлеуметтік желілер

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Баяу оқудың себептері

08.12.2019

   «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».              Д. Дидро
   Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Навыки чтения- это основа учения. Без них нельзя усвоить ни «физики ни лирики». Ученик, плохо читающий, будет всегда отставать  от класса в  освоении учебных предметов - это кандидат в  неуспевающие.  А отсюда и психологические проблемы,  потому  что чтение не только учит, но и воспитывает.
 Чтение- это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Чтение активизирует работу мозга,  является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения ( от начальной школы до высшей).
 
          Основными причинами медленного чтения  являются :
 
- неправильное обучение чтению,  когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;
 
-плохое развитие артикуляционного аппарата;
-
- регрессии при чтении ( возврат к уже прочитанному слову)  – результат неправильного начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное.  Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя : «Понял или нет»;
 
-низкий  уровень концентрации внимания и памяти  ( пока  дочитает  до конца предложения – не помнит начало);
 
-  малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение  , угол зрения –не видит всё слово , а только слоги или буквы);
 
-   отсутствие навыка антиципации, т.е.  умение видеть  одновременно с чтением  одного слова  другое  слово или по контурам  догадываться какое оно;
 
-привычка узнавать слова только после прочтения вслух;
 
-  плохая  наследственность ( если во время беременности мать курит и т.д.);
 
-  темперамент ребёнка ( холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);
 
-  скудный словарный запас;
 
- плохо организованное домашнее чтение  ( пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение  );
 
- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия,  практики чтения, цели ;
 
-  уменьшение объёма письменных работ, особенно списывание текстов, печатание в первом классе, письмо по памяти т.д.;
 
 - синдром дефицита концентрации  внимания  при  гиперактивности  (  ребёнок неусидчив,  легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на  чём-то,  начинает новое дело, не закончив старое, постоянно совершает какие-то действия ,                         поёживается,  не может ждать своей очереди .
 Если работает в  группе,  часто перебивает, не дослушивает  до конца. Во время игр  всегда шумит,  много говорит, речь его импульсивна.  Легко втягивается в физически опасные действия, склонен к бездумному риску,  регулярно теряет вещи, которые нужны для учёбы.
            Чем медленнее ребёнок читает, тем медленнее работает головной мозг. Учёный – педагог Н.А. Зайцев считает, что чтение  в темпе 120-150 слов в минуту помогает лучше понять и запомнить прочитанное. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту  учатся на «5» , 120 слов -  на «4», а те, кто читает медленнее  будут учиться посредственно,  т.к. с каждым классом увеличивается объём литературы, который надо прочитать. При работе с плохо читающими учениками нужно обратить внимание на решение промежуточных задач: увеличения объёма слуховых и зрительных восприятий, угла зрения, выработки навыка антиципации, формирования устойчивости внимания предупреждения регрессий при чтении, пополнение словарного запаса.
 
 
                        Способы и приёмы обучения  быстрому  чтению.
 
1.  Правильное начальное обучение чтению,  не по буквам,  а слогами и словами (  можно использовать кубики Н.А. Зайцева, делая  правильный  звуко-буквенный анализ читаемых слов).
 
2.  Чтение  слоговых блоков с постепенным наращиванием  количества букв, чтение «абракадабры», игра в «чепуху», когда из карточек – слогов составляются смешные слова.
 
3.  Развитие артикуляционного аппарата .
Работа со скороговорками и  чистоговорками.   Скороговорки помогают исправить многие дефекты речи, если эта работа проводится в системе. Ученые доказали, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. ( Вспомним , как  бабушки учили маленьких внуков , водя по ладошечке «Сорока – ворона  кашу варила…», не подозревая, что таким образом происходит  взаимодействие первой и второй сигнальных систем, развиваюсят речевые центры мозга малыша).
Скороговорки  можно проговаривать  под отстукивание ритма  ладошами, сжиманием и разжиманием пальцев в кулак, играя в «ладушки» , в паре, перебирая пальчики под убыстряющееся проговаривание скороговорки, бросая мячи, постукивая карандашом,
 в темпе « японской машинки»: хлопок в ладоши, затем хлопок по коленям, щелчок пальцами правой  руки, а затем  левой  руки.
 
4.  Развитие дыхания.  Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. ( сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи , фырканье, проговаривание  детских песенок и потешек и т. д. )
 
5.  Для развития  периферического  зрения можно использовать таблицы  Шульте, а для развития  угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.
 
  6.   Развитию навыков чтения  способствуют  прежде всего письменные упражнения:      слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов  и конспектирование учебников.
Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить  за два  месяца  систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.
7.    На уроках чтения используется множество приёмов и способов чтения:
     -многократное чтение парами  в темпе  скороговорки с постукиванием карандашом трёх строк из учебника  с переходом  в дальнейшем  к чтению  пяти-десяти строк незнакомого текста;
   -способ «начало-конец», когда ученик перебрасывает карандаш с первого слова на последнее в строке, стараясь прочитать всё.
-    чтение  по– разному   (строго, радостно, с досадой и т. д.)   «  Карлики – великаны»
-    чтение под стук  карандашом;
-    чтение  «буксиром» - сильный читает, слабый за ним, отставая на несколько слов
-    чтение на одном дыхании;
-    чтение с убыстрением;
-    чтение «волной» - начинаем читать хором, затем замолкаем, по сигналу учителя                     читаем снова хором;
-     « Догони меня» - читает учитель или быстро читающий ученик, начиная с любого     места в тексте,  ученики хором догоняют его;
-    чтение с вызовом – ученик читает, а потом вызывает следующего ученика;
-    чтение с линейкой – линейка кладётся вертикально ( т.е. часть слова  закрыта) надо              прочитать, догадываясь какое окончание у следующего слова;
-    чтение скачком – карандаш поставить на первое слово  в предложении и быстро перевести на последнее,  стараясь успеть пробежать по тексту глазами;  
-    чтение с отрывом взгляда от текста;
-    чтение – скольжение по тексту - за 10 секунд пробежать глазами по тексту и сказать о    чём  текст или какие слова запомнились ;
-     работа в парах:  один ученик водит плавно карандашом по строчкам, а  другой                       читает,  стараясь не отстать от карандаша ;                                                                                       -   один читает, а другой отмечает (ловит) ошибки;
чтение за «диктором» - отстаёт только на 1 или 2 слов  ( как договорились);
- многократное чтение с  убыстрением;  
-    «финиш»-     учитель называет слово, до которого надо дочитать - кто быстрее финиширует;
-     вставь пропущенные окончания  или целые слова;
-     « жужжащее «  чтение;
-     троекратное чтение :  чтение только глазами, плотно сжав губы и зубы, чтение вполголоса,  чтение хором;
-     стимулирующие замеры чтения:   один и тот же текст читается 15 секунд , считается количество прочитанных слов, записывается в тетрадь или специальный лист чтения, затем читается второй раз и третий, ученик видит, как увеличивается количество слов после   каждого прочтения;
-    чтение в течение  двух минут ( у учителя текст с посчитанными словами),  ученик говорит на каком слове он остановился, а учитель делит количество слов на два и называет результат
-     чтение про себя.  И.Т. Федоренко обращает внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.
Проводятся так же пятнадцатиминутные замеры чтения вслух и  про себя , а затем результаты сравниваются .Сопоставление новых и старых результатов имеет очень важное стимулирующее значение  для пробуждения интереса к обучению.
 
 
8.  Выборочное чтение- это и приём обучения чтению и средство обучения пониманию текста.  Текст перечитывается  неоднократно  и каждый раз с новым заданием:      -
-  чтение по цепочке, по одному предложению, абзацу и т. д.;
-   нахождение главной мысли;
-    подписи к иллюстрации;
-   найти  что правда, а  что вымысел;
-    нахождение крылатых слов и выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок;
-    слов, словосочетаний и  предложений, нужных для написания сочинения;
-    словарная работа  со словарем  (скольжение и сканирование);
-    нахождение  ключевых и опорных слов;
-    работа с синонимами и антонимами;
 -  деление текста на части , составление плана, подготовка к сжатому  пересказу;
-    чтение – ответы на  вопросы;
-   составление цитатного плана;
-   составление сценария или подписей к  комиксам ;
 -  прочитать самое красивое, самое смешное  или самое страшное место в тексте;
-   чтение по ролям; и т.д.
9. Создание ситуации успеха в чтении всем обучающимся.
 
В.А. Сухомлинский писал, что курс чтения в начальной школе должен играть исключительную роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Сегодня же львиную долю информации дети получают в готовом виде с экранов телевизора, а компьютерные игры заменяют литературных героев.   Когда чтение становится  быстрым и не вызывает трудности в прочитывании даже очень сложных и длинных слов, появляется и интерес  к новым книгам, повышается  успеваемость по русскому языку и математике.
  Очень важна  помощь родителей  при обучении детей чтению, особенно в первом классе. Надо убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку.  А для этого надо стараться дома  создать ситуацию интереса к чтению ребёнка, считать это очень важным в жизни семьи,  внимательно и терпеливо слушать его чтение и пересказ,  быть очень сдержанными, снисходительными, доброжелательными, самим показывать пример чтения, интереса к книге.

Просмотров: 331


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст