"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Партизанка ауылының жалпы орта білім  беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение " Общеобразовательная школа села Партизанка отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области" 

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Дүниетану,жаратылыстану сабақтарында жаңа білім технологиялар арқылы танымдық белсенділіктерін арттыру

16.11.2019

                                                Плохой учитель преподносит истину,

                                                                    хороший учит ее находить.

                                                                                       Адольф Дистервег

  1. Введение

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует   научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.

Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.

 Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.

      В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная  роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, и активным методам обучения, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Поэтому я выбрала тему для творческого отчёта  «Активизация познавательной активности учащихся на уроках естествознания и познания мира через использование современных образовательных технологий».

Для этого были  необходимы следующие условия:

  1. Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную активность учащихся.
  2. Наличие кабинета, который оснащен наглядными пособиями, современным оборудованием, медиатекой.
  3. Коллектив единомышленников (учитель-ученик).

Целью  работы является:                                                    

          Создание условий для активизации познавательной активности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках окружающего мира.

Чтобы реализовать данную цель, решаются следующие задачи

  1. Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
  2. Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность как на уроке.
  3. Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
  4. Выявлять условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.

Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:

  1. Технология личностно – ориентированного образования.
  2. Технология использования игровых методов.
  3. Метод проектов.
  4. Технология обучения в сотрудничестве.
  5. Технология разноуровневого обучения.
  6. Технология развития критического мышления.
  7. Информационно – коммуникационные технологии.

Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и других.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.  

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике  используются различные пути активизации познавательной активности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Можно утверждать, что новые технологии  обучения, прежде всего, повышают  активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Можно выделить три уровня познавательной активности 

Первый уровень - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

 Второй уровень - интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может  сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет важное значение.

Система работы:

     система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств  обучения  для повышения познавательной активности учащихся.  И она реализуется через систему учебной деятельности, методическую  работу.

Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе. Современные образовательные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную  позицию обучаемого,  помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков  учителем.

Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. Работать  над активизацией познавательной активности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

  1. Аналитическая часть

1. Анализ работы деятельности педагога в учебной деятельности.

1.1. Технология личностно – ориентированного образования.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка. К. Роджерс считает основной задачей учителя помощь ребёнку в его личностном росте. Именно учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития.  

        1.2. Технология использования игровых методов.

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески - уроки провожу разнообразно и увлекательно. Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю,  необходимо применение дидактических игр.

В начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой “всё в природе взаимосвязано, природа единое целое”. Если взрослыми эта идея обычно воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана.

Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Приведу примеры некоторых игр из своей практики.

Игра «Типография».

В игре участвуют две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица . . . . (Грач)

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес . . . . (Павлин)

 

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это . . . . (Цапля)

 

Ночь, как смоль, черным черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает . . . . (Сова)

 

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец

Прилетай скорее, . . . . (Скворец)

 

1.3. Метод проектов.

   Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

         Проект (от латинского - брошенный вперед) - это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде  предмета, услуги, творческого акта или действия. Проект в начальных классах – это возможно. Сегодня уже имеется  положительный опыт такой технологии.

Изучая раздел «Человек и его здоровье», мои учащиеся составили и защитили мини-проекты «Режим дня».

В основе проектной деятельности  лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути  продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного  к творческому.  Проектная деятельность позволяет решить  мою главную задачу как учителя –  активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня  проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Участие в проекте это для ученика:

  • Принятие самостоятельных решений;
  • Умение ставить задачи и задавать вопросы;
  • Умение работать в команде;
  • Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
  • Раскрытие индивидуального потенциала.

    В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной  активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.  Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности , который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

        1.4. Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

        Групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:

  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
  • повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
  • расширяет межличностные отношения детей.

Польский педагог и психолог В. Оконь отмечает, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствует успехам каждого ребенка.

Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе» На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания.

Например, на уроке во 4-м классе (тема «Как животные размножаются») при изучении нового материала я использовала групповую форму работы. Класс был разделен на 4 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучала часть нового материала и готовила сообщение по этому вопросу всему классу. Детям были предложены инструкции:

I группа «Размножение насекомых».

  1. Прочитайте статью «Как размножаются насекомые».
  2. Составьте схему развития бабочки (конверт №1).
  3. Решите, кто расскажет о размножении бабочки классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
  4. Начертите схему развития бабочки на доске.
  5. Решите, кто расскажет классу о размножении кузнечиков и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
  6. Доложите о готовности группы.

II группа изучала вопрос о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся, III группа о размножении птиц, IV группа – о размножении зверей по аналогичным планам.

По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняю, уточняю излагаемый материал.

Задания группам не только, но и одинаковые:

а) предполагающие разные ответы.

  • Придумайте свой «запрещающий» знак. Обоснуйте необходимость соблюдения этого правила поведения в природе 
  • Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или поврежденной трубы течет вода? 

 Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека? Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? 

б) предполагающие одинаковые ответы (при закреплении, повторении вводится элемент соревнования – кто ответит (выполнит) правильно и быстрее других).

  • Выберите правильные ответы.

- К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение бабочек?

А) станет больше цветковых растений;

Б) станет меньше цветковых растений;

В) станет больше птиц;

Г) станет меньше птиц.

  1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбой.
  2. Близкий родственник тюленей.
  3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.
  4. На них очень любит поохотиться белый медведь.
  5. Самое распространенное растение полярных районов.
  6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
  7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.

При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.

1.5. Технология разноуровневого обучения (дифференцированный подход)

Нельзя добиться успехов в обучении, если не использовать на уроке дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Как же осуществить дифференцированный подход? Как помочь каждому ребенку усваивать необходимые знания?

В решении этой проблемы  используются книги по психологии и  опыт кандидата педагогических наук О.М.Смирновой – автора очень хорошей, на мой взгляд, книги «Дифференцированный подход в обучении природоведению».

Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся, по моему мнению, возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация знаний, особенно при организации различных видов самостоятельной работы.

Разноуровневые задания помогают моим ученикам усваивать природоведческие представления и понятия.

1.6. Технология развития критического мышления.

Развивая способность к  критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Те приёмы учебной  работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Использую такой тип урока как работа с информационным текстом. Приёмы и стратегии работы применяю при изучении новой темы и для обобщения изученного по теме.

Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:

  • рассказ- предположение по ключевым словам (корень, стебель, плод);
  • верные и неверные утверждения:

     по теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения,

  1. Воздух имеет определённую форму.
  2. Воздух невозможно сжать.
  3. В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.
  4. Воздух не имеет массу.
  5. Воздух не может сохранять тепло.

Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

На этом этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Учащиеся с удовольствием используют кластеры, добавляя при этом что-то своё: могут изобразить кластер в виде растений, домиков, животных и т. д. Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.

1.7. Информационно- коммуникационные технологии

         Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Наш век по праву называют веком компьютеризации. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения общеучебных знаний и ключевых компетенций, приобщает учащихся к современным приёмам работы с информацией. Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, их личностных качеств; формированию познавательных способностей, целостной картины окружающего мира; стремлению к самосовершенствованию.

Не секрет, что уроки окружающего мира в большей степени, чем другие предметы, требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.

При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны окружающего мира.

Я соглашусь с Крейгом Барретом, который отмечает, что «технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»  

        Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

 

Просмотров: 761


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст