"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Партизанка ауылының жалпы орта білім  беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение " Общеобразовательная школа села Партизанка отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области" 

Әлеуметтік желілер

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Советы психолога. «Кто поможет подростку в семье»

11.04.2019

«Кто поможет подростку в семье»

Полноценные взаимоотношения подростка с родителями являются одним из важных факторов формирования его личности, его успешной социализации. На уровень этих взаимоотношений влияют различные  составляющие, среди которых немалую роль играет умение родителей понять своего ребенка, в трудных для него ситуациях поддержать его, оказать ему помощь. Психологическая поддержка – это знак внимания со стороны окружающих людей, позволяющий поверить в себя, в свои силы и возможности. Психологическая поддержка родителей важна для ребенка любого возраста, но особенности подросткового периода требуют от близких большой гибкости во взаимоотношениях со своим ребенком. Подросток, несмотря на свое стремление к самостоятельности и взрослости, должен знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь в трудных ситуациях.

Психолог  И. В. Дубровина, рассматривая аспект психологической поддержки ребенка со стороны родителей, считает, что это процесс:

  • в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя в свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно довериться. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначальной лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, эта зависимость начинает ребенка тяготить. Плохо, когда ему не хватает родительской любви, но её избыток тоже вреден. Это порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Затрудняется формирование внутренней автономии, которая может рассматриваться как процесс отделения ребенка от семьи, служащий важнейшей предпосылкой достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности взять ответственность за свою жизнь на самого себя. Итогом этого процесса должен стать не разрыв подростка с семьей, а установление новых партнерских взаимоотношений.

Матери и отцы по-разному влияют на детей. В современной семье чаще ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье и более близка  с детьми эмоционально, ими она воспринимается как более значимый член семьи.

Мальчики проявляют большую привязанность к матери, боясь её холодности, невнимательности, отчуждения. Они предъявляют больше требований  к матери, а девочки – к отцу, у них формируется идеальный образ отца. Мальчики чаще обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Именно отец воспитывает в ребенке способность к инициативе и противостоянию групповому  явлению. Чем больше ребенок привязан к матери, тем менее он активен в противостоянии агрессии окружающих, меньше придает значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Советы для родителей, стремящихся иметь доверительные, теплые отношения с подростком:

  1. Важно знать особенности подросткового возраста и научиться безусловно принимать своего ребенка, что значит любить его не за то, что он красивый умный, способный, а просто за то, что он есть. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
  • выражать недовольство отдельным действиям ребенка, а не ребенком в целом;
  • осуждать действия ребенка, а не его чувства;
  • недовольства действиями ребенка не должно быть систематическим.
  1. Психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, признание, одобрение, теплые чувства.
  2. Способы поддержки подростков со стороны родителей могут состоять:

А) в повышении индивидуального уровня «Я могу» подростка;

  • рассказ родителей об ошибках, которые они совершали сами;
  • конструктивная ошибка -  это свидетельство активности (отрицательный результат – это тоже результат);
  • конструктивная критика при допущенных ошибках;

б) в формировании у подростка веры в успех: он должен поверить, что успех возможен. Выработать у него эту уверенность помогут следующие приемы:

  • поощрять любые улучшения, где больше внимания уделяется не результату, а процессу;
  • уметь находить и раскрывать перед ребенком его сильные стороны;
  • демонстрировать веру в него;
  • признавать трудности возникающих проблем;

в) в концентрации внимания на достигнутых успехах подростка: надо чаще подчеркивать, что он сделал правильно и хорошо, а не то, что плохо;

г) в признании достижений подростка со стороны как членов его семьи, так и самого подростка.

4.Необходимо умение выражать поведенческую поддержку через содействие – прикосновение, подсказку, как поступить в данной ситуации, готовность сделать что-то вместе с ребенком. Такие знаки внимания питают подростка эмоционально. Совместные действия актуальны только тогда, когда ребенку на самом деле трудно и он готов принять помощь родителей.

5.Надо быт готовым оказать эмоциональную поддержку, которая проявляется в сочувствии, откровенном разговоре.

Что же касается способов избаловать ребенка, то можно выделить такие:

  • когда, замечая, что он нарушает поведение, родители не реагируют на это должным образом;
  • когда они делают для него слишком много того, что он может сам;
  • когда они «вытаскивают» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственной вине.

При всем многообразии родительских отношений многие родители проявляют к детям авторитарность, которая лучше, чем попустительство со стороны родителей, приводящее к потере контроля над своим ребенком. При этом не надо перегибать палку и быть авторитарным настолько, чтобы вызывать в своем ребенке боязнь и тревогу.

Просмотров: 567


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст